История кафедры Авиационные двигатели

Кафедра была организована 13 августа 1938 года Сергеем Васильевичем Румянцевым — выпускником Московского авиационного института — руководившем ею беспрерывно до 13.09.1953 года. Кафедра называлась «Авиационные двигатели» до 30.08.1940 года, когда из нее выделилась кафедра конструкции авиационных двигателей, и кафедра стала называться «Теория авиационных двигателей». После слияния 10.08.1949 г. этой кафедры со спецкафедрой (ракетных двигателей), организованной в 1945 году основоположником отечественного ракетного двигателестроения В.П. Глушко. Объединенная кафедра сохранила свое название, а ее заведующий — С.В. Румянцев был одновременно назначен ректором КАИ.

После ухода С.В. Румянцева в докторантуру, кафедрой с 13.09.53 г. по 1.03.1979 г. руководит профессор Юрий Кириллович Застела, который также в протяжении многих лет был ректором нашего института. После защиты докторской диссертации С.В. Румянцев назначается заместителем министра Высшего и среднего специального образования СССР, а затем становится организатором и первым ректором Международного университета «Дружба народов» имени Патриса Лумумбы (1960 — 1970 гг.).

В связи с усилением научно-образовательной деятельности кафедры в области ракетно-космической техники 25 сентября 1959 года кафедра стала называться «Теория двигателей летательных аппаратов», а после воссоединения 1 сентября 1964 года с кафедрой конструкции авиационных двигателей, руководимой тогда профессором Г.А. Кузьминым, единая кафедра стала называться «Двигатели летательных аппаратов».

Необходимость углубления специализированной подготовки инженеров-механиков в области ракетостроения приводит к тому, что 11 сентября 1965 года происходит разделение кафедры двигателей летательных аппаратов на кафедру «Воздушно-реактивных двигателей» под руководством Ю.К. Застела и кафедру «Специальные двигатели» («Ракетные двигатели») во главе с профессором, д.т.н. Вячеславом Евгеньевичем Алемасовым.

1.03.1979 года на должность заведующего кафедрой «Воздушно-реактивные двигатели» избирается заслуженный деятель науки и техники ТАССР и РСФСР, профессор, д.т.н. Алексей Васильевич Талантов. В связи с преждевремменной кончиной А.В. Талантова 29.08.1987 исполнение обязанностей заведующего кафедрой было возложено на профессора, д.т.н. Валентина Александровича Костерина.

С 3.10.1988 года на должность заведующего кафедрой избирается профессор, д.т.н. Владимир Михайлович Янковский. В 1999 году заведующим кафедрой становиться В.Н. Груздев.

В настоящий момент кафедрой руководит профессор, доктор технических наук Б.Г. Мингазов.

На момент своего создания кафедра располагала лабораторией по испытаниям двигателей и кабинетом конструкций авиационных двигателей, в которых велись практические занятия по лекционным дисциплинам «Теория авиационных двигателей» и «Конструкция авиационных двигателей».

Направления научных исследований были изначально определены работами С.В. Румянцева и проводились на кафедре неотрывно от учебного процесса с первых дней ее существования. Уже в 1940 году было закончено исследование возможности применения отходов химической промышленности в качестве моторного топлива, что позволило во время Великой Отечественной войны перевести значительную часть автотранспорта Татарии с дефицитного бензина на это топливо. Другим из наиболее важных и крупных направлений в военный период было исследование и разработка факельной системы зажигания авиационных, танковых и автомобильных двигателей, которое выполнялось по заданию Государственного комитета обороны совместно с Институтом химической физики АН СССР, эвакуированным в Казань.

Эти направления послужили в дальнейшем основой для более углубленного изучения составляющих их частей. Так появились направления: термодинамические и теплофизические свойства ракетных топлив (создана отраслевая лаборатория под руководством В.Е. Алемасова в 1963 г.); физико-химические исследования горения (создана отраслевая лаборатория под научным руководством А.В. Талантова в 1966 г.); теория и рабочие процессы ВРД (руководитель В.А. Костерин); авиационные компрессоры и газодинамика двигателей (Б.С. Виноградов); конструкция и эксплуатация авиационных двигателей (И.Н. Дятлов, М.Ш. Гилязов); автоматическое регулирование двигателей (В.И. Домрачев, И.И. Власов).

Финансирование научных исследований, проводимых по прямым заказам промышленности, позволило проводить планомерные работы, укрепление и непрерывную модернизацию учебно-исследовательской базы кафедры вплоть до начала 90-х годов, когда объем финансирования хоздоговорных работ достиг уровня 1.5 млн. рублей в год. Благодаря этому кафедра располагает 21 учебной лабораторией, в том числе огневыми и газодинамическими стендами среднего и высокого давлений на загородной учебно-экспериментальной базе кафедры. Там же находятся испытательные боксы промышленного типа для исследования характеристик газотурбинных двигателей.

Одним из главных направлений исследований начиная с 70-х годов, наряду с традиционно сильными в области газодинамики, горения и управления процессами, стала проблема улучшения экологической ситуации, в результате сжигания углеводородных топлив как источника энергии в силовых и энергетических установках. Классическими для кафедры стали исследования закономерностей турбулентного сгорания, аэродинамическая стабилизация пламени, воздушное распыливание топлива, управление вектором тяги двигателей. В этих областях кафедра утвердила свой авторитет, как в стране, так и за рубежом. Этому способствовали монографические издания работ А.В. Талантова, Б.С. Виноградова, И.Н. Дятлова, В.А. Костерина, а также тематические межвузовские сборники «Горение в потоке» и «Газодинамика двигателей», редактированные этими учеными.

За последние годы кафедра обрела большой теоретический потенциал в области моделирования процессов (Мингазов Б.Г. Явкин В.Б) и флуктуационного реагирования (В.А. Щукин), позволяющих выработать более ясный и быстрый путь к снижению эмиссии вредных веществ и дыма.

Научные исследования, проводимые в лабораториях являются хорошей основой для подготовки научных кадров высшей квалификации, как через аспирантуру, так и соискательство. За время существования кафедрой подготовлено 116 кандидатов технических наук, 6 сотрудников защитили докторские диссертации. Наиболее показательным в этом отношении является период с 1965 по 1990 год, когда за каждые 5 лет успешно защищались в среднем по 20 соискателей.

Новизна научных разработок подтверждена авторскими свидетельствами сотрудников кафедры, число которых в отдельные годы достигало 160 человек. Всего получено более 300 авторских свидетельств на изобретения, в том числе и совместно со студентами. В период 1980…1990 гг. их поток составлял по 25-30 авторских свидетельств в год.

Научные достижения кафедры и ее опытно-промышленные разработки экспонировались на различных выставках и отмечены медалями, грамотами и медалями различного ранга, в том числе и на ВДНХ (2 золотых, более 20 серебряных и бронзовых медалей).

В настоящее время кафедра ВРД выпускает специалистов в области проектирования, испытаний и эксплуатации авиационных двигателей и энергетических установок, а также по новой специализации камеры сгорания и топочные устройства энергетических установок. Для углубления специальной подготовки на кафедре в течение многих лет функционируют учебно-научные циклы с ориентированной лабораторной базой:

  • теория и рабочие процессы
  • газовая динамика и автоматика
  • конструкция и эксплуатация двигателей.
  • САПР и автоматика двигателей

Кроме того работает группа преподавателей по современным информационным технологиям. В данном направлении проводится работа направленная на внедрение в научную и педагогическую работу на кафедре средств автоматизации расчета и проектирования авиационных двигателей. Например, доцентом В.Б. Явкинымпроводятся занятия по обучению ряда преподавателей и наиболее активных студентов основам расчета по методу конечных элементов в среде пакетов аэрогидродинамического расчета. Доцент Б.М. Осипов внедряет в процесс обучения новейшие мультимедийные технологии. Кроме того, им впервые в институте для выполнения лабораторных работ и дипломных проектов применена система газодинамического расчета двигателей GRAD.

За время своего существования кафедра взрастила не только замечательную плеяду ученых, преподавателей, но и организаторов образования, науки, производства и руководителей различных рангов. Ректорами КАИ были профессора С.В. Румянцев, Ю.К. Застела, КамПИ — В.А. Саламашкин, долгие годы во главе двигательного факультета КАИ стояли преподаватели кафедры: С.В. Румянцев, Ю.К. Застела, А.В. Талантов, П.В. Семенихин, В.А. Костерин, Б.А. Рогожин. Среди выпускников кафедры есть генеральные и главные конструкторы КБ, директора заводов, заведующие кафедрами. Гордостью истории кафедры являются лауреаты Государственных премий СССР: академик РАН В.Е. Алемасов, член-корреспондент АН Республики Татарстан А.Ф. Дрегалин, профессор, д.т.н. А.П. Тишин, профессора, доктора наук, заслуженные деятели наук А.В. Талантов, Б.С. Виноградов, И.Н. Дятлов, В.А. Костерин, З.Г. Шайхутдинов и другие.

 

 

Сайт кафедры Реактивных Двигателей и Энергетических Установок